Как сказал Оруэлл, неравенство — это плата за цивилизацию. Различия в оплате труда и ценах, как разность потенциалов в электрической цепи, приводят экономику в движение. Однако если неравенство зашкаливает, то скорее всего что-то идет не так, и цивилизация "поломалась".
Российская республика (РСФСР) была довольно далека от "уравниловки": индекс Джини, показывающий неравномерность распределение доходов, находился в районе 23-26, что соответствовало странам Западной Европы. Между разными регионами, а также между городом и селом существовали значительные отличия в уровне жизни и объеме розничного товарооборота на душу населения. Но после разрушения советской экономической системы эти диспропорции выросли на порядок.
Если в 1980х душевой товарооборот в Москве был в 3-4 раза выше, чем в беднейших регионах, то в конце 90х эта разница увеличилась до нескольких десятков раз, при этом на Москву приходилось более четверти товарооборота всей России. В середине 90х индекс Джини достигал, по некоторым данным, 64. В настоящее время больший показатель имеет только одна страна мира — Намибия.
О причинах этого процесса, как он развивался, что происходило в разных регионах, а также о современной ситуации читайте в большой статье Сергея Ларионова: